Главная \ Статьи по ДМС \ Полис ДМС снизит налоги на труд

Статьи по ДМС

« Назад

Полис ДМС снизит налоги на труд  05.06.2020 00:00

 

Долевое финансирование бюджета расходов юридических лиц на добровольное медицинское страхование своих работников (ДМС) могло бы стать одним из способов снижения налогов, которое соответствует критериям Минфина.

Бюджету не придется компенсировать выпадающие доходы, а экономика получит импульс к росту, если позволить предприятиям на определенных условиях потратить часть страховых взносов, начисленных для уплаты в бюджет, на покупку полисов ДМС для своих сотрудников.

В зависимости от содержания страховой программы ДМС почти вся страховая премия за лечение застрахованных поступает в медицинские организации. Поэтому бюджетное софинансирование ДМС в данном случае будет являться адресным, целевым финансированием отрасли через другой канал, неуплаченные предприятиями страховые взносы не будут потеряны бюджетом.

Поскольку это долевое финансирование, то для участия в нем предприятия (сотрудники) принесут дополнительные средства.

К тому же затраты по ДМС составят, как и сейчас, прямую экономию средств ФОМС.

Предприятиям (сотрудникам) программа софинансирования даст недостающие деньги на покупку полисов, а тем, кто уже покупает ДМС, - экономию. Т.е. это однозначно будет воспринято ими как снижение налогового бремени на труд.

ДМС выигрывает конкуренцию у ОМС за предпочтения граждан. Опросы сотрудников показывают почти 100% желание иметь полисы ДМС. Раз так, то Минздраву надо стимулировать развитие именно этого направления, «куда в конечном итоге хотел бы прийти пациент».

Поведение граждан в системах ДМС и ОМС имеет существенные отличия. В первом случае оно характеризуется как избыточное потребление услуг, застрахованные слишком настойчиво ищут у себя болезни, что почти полностью отвечает целям Минздрава по ранней диагностике критических заболеваний и увеличению продолжительности жизни.

Таким образом, программа бюджетного софинансирования даст следующие результаты: снижение налогов на труд; бюджетные деньги не будут потеряны, они целевым образом пойдут на персональное лечение работников, а не в «бездонное» здравоохранение через систему ОМС; ФОМС получат экономию в размере выплат по ДМС; в здравоохранение будут дополнительно привлечены денежные средства от предприятий (сотрудников); страховая и медицинская отрасли получат импульс к росту. Решаются дополнительно еще несколько задач: стимулируем платить зарплату «в белую», чтобы были страховые взносы; приучаем граждан покупать полисы ДМС за свой счет; качественно лечим работников, даем им стимулы и возможность работать до пенсии, увеличиваем продолжительность жизни.

Эксперты Высшей Школы Экономики также считают3, что рост потребностей в медицинской помощи вместе с удорожанием новых медицинских технологий потребуют объединения усилий государства, работодателей и платежеспособной части граждан. Наиболее приемлемым вариантом отмечается развитие в том числе рыночного добровольного медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее некоторые ключевые параметры программы софинансирования и приведем примерные расчеты.

Во-первых, оценим возможную предельную долю участия бюджета в расходах предприятий на ДМС: в процентах от стоимости и рублях на 1 чел. в год.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, «снижение страховых взносов должно быть таким, чтобы бизнес его почувствовал»1Начальник аналитического управления ФНС Валерий Засько также считает2, что снижение ставки страховых взносов должно быть минимум на 8-10 процентных пункта, до 20-22% (если считать с общих 30%).

Наш опыт проведения тендеров по ДМС для юридических лиц показывает, что страховой премии в сумме 20000 руб. вполне достаточно для покупки хорошей программы страхования в Санкт-Петербурге и регионах (для г. Москва этой суммы будет недостаточно). При этом обязательства страховой компании по затратам на лечение одного застрахованного составляют 2 млн. руб. и более.

Расходы сотрудника в 5000 руб. в год за качественный полис ДМС оцениваются нами как вполне посильные и очень привлекательные условия. Надо также отметить распространенную сейчас практику софинансирования предприятиями и сотрудниками покупки полисов ДМС или покупку полностью за счет сотрудников.

Исходя из этого, перспективен следующий расклад бюджетного софинансирования: 5000 руб. - предприятие (сотрудники и предприятие, только сотрудники, только предприятие), 15000 руб. - бюджет за счет зачета предприятию страховых взносов на эту сумму.

Для бюджета получается следующая формула софинансирования: 75%, но не более 15000 руб. в год. Это составит снижение ставки страховых взносов менее 5%, а не 8-10%, как предлагал представитель ФНС2.

Во-вторых, программа ДМС в рамках софинансирования должна быть стандартизована, основана на клинических рекомендациях с учетом стандартов лечения, содержать объем оплачиваемой страховщиком медицинской помощи и услуг, который позволит привести расходы на лечение застрахованных к уровню не менее 100% за долю участия бюджета в расходах на ДМС.

В перечень этих стандартизованных программ можно включить диспансеризацию и все, что необходимо Минздраву, в пределах разумного и возможного за страховую премию 20000 руб. Если потребуется большее кол-во страховых услуг за указанные деньги, то можно применять франшизу, которая позволит дополнительно включить любое сложное и дорогое лечение. Такие стандартизованные программы практически нами подготовлены.

В-третьих, необходимо условие, касающееся перечня клиник, доступных застрахованным. Он не должен содержать только государственные медицинские организации. Частные клиники должны иметь доступ к обслуживанию пациентов по программе софинансирования.

Полагаем, что в рамках этой программы негосударственные клиники и страховщики смогут быстрее решить проблемы первичного звена в регионах.

В-четвертых, механизм администрирования и контроля программы со стороны ФНС. Уверен, что ФНС справится с этой задачей без проблем, а также не допустит применения схем между недобросовестными предприятиями и страховыми компаниями. Может, будет достаточно публиковать списки предприятий, использующих софинансирование, и е-мейл горячей линии, чтобы их сотрудники, не получившие ДМС, сообщали об этом.

Помимо преимуществ необходимо отметить риски программы:

  • у предприятий/граждан, не имеющих сейчас ДМС, не найдется денег и на софинансирование. С другой стороны, если не будет желающих, то нет будет софинансирования от бюджета;
  • СК не войдут в программу из-за возможной высокой убыточности. Как решение - использование франшизы на поликлиническую часть программы. Также с убыточным клиентом можно не продлевать договор страхования.

Приведем гипотетические расчеты. Покупка программы ДМС стоимостью 20000 руб. за 5000 руб., на наш взгляд, будет очень привлекательная для сотрудников. Предприятия также будут заинтересованы в направлении части страховых взносов на лечение своих сотрудников, а не куда-то в общий котел. Все это вполне может увеличить спрос на ДМС в 3 раза за 3 года.

Рынок ДМС в 2019 г. в целом составил180,8 млрд. руб. Если это принять за 100%, то 75% возможная доля расходов бюджета составила бы - 135,6 млрд, софинансирование предприятий - 45.2 млрд.  Снижение налогов для предприятий составило бы 135.6 млрд. руб.

 

млрд. руб.

в 2019г.

в 2022г.

Рынок ДМС всего:

180,8

542,4

Софинансирование бюджета

135,6

406,8*

Софинансирование предприятиями (сотрудниками)

45,2

135,6

Экономия предприятий на налогах на труд

135,6

406,8

Коэффициент выплат (текущий и возможный)

70%

80%

Выплаты за лечение застрахованных по ДМС

126,56

433,92*

* ! расходы на лечение застрахованных превышают сумму затрат бюджета по программе.

 

Таким образом, расчеты показывают, что программа софинансирования как снижает налоговое бремя для предприятий, так и увеличивает финансирование отрасли здравоохранения через прямую оплату услуг застрахованным гражданам.

Если Правительство серьезно говорит о снижении налоговой нагрузки на труд, то данный способ следует рассмотреть в качестве одного из вариантов.

  1. https://www .rbc.ru/economics/20/02/2020/5e4e87289a79474ea74e7a58?from=center
  2. https://tass. ru/ekonomika/7852203
  3. https://www. csr.ru/upload/iblock/074/0743de3d96f090889e913ccb8e208e69.pdf